МБДОУ ДС № 33 Журавлик г. Туапсе

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ ДС № 33 «Журавлик» г. Туапсе

224d7d808a007aae4fe31bfd38962d82.jpg

С

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

-цели и задачи реализации Программы…………………...

-принципы и подходы к формированию Программы…….

 - значимые характеристики  особенностей развития детей с ЗПР …………………………………………………

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы…………

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии

с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях…………………………..

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики  их образовательных потребностей и интересов……………..

2.3.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей……………………

2.3.1.

2.4

Особенности работы в основных образовательных областях в разных видах деятельности и  культурных практиках……………………………………………………

2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.6.

 Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы…….

3.2.

Обеспеченность методическими  материалами и средствами обучения и воспитания……………………….

3.3.

Организация режима ……………………………………….

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………..

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………..

4.

 Дополнительный раздел Краткая презентация Программы

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программаспроектирована в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом примерной Основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом образовательной программы дошкольного образования МБДОУ  ДС№33 «Журавлик»г.Туапсе (далее ДОУ), особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. В  компенсирующих группах для детей с ЗПР осуществляется реализация адаптированной  образовательной программы дошкольного образования  для детей с ЗПР.  В  обязательной части программа формируется на основе Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

в части формируемой образовательным учреждением

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.» Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова . *

Методическое пособие  «Дошкольникам о Кубани» Трофимова. Т.А. *****

 Парциальная программа  «Безопасность» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б./ фронтально *****

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И.А. / фронтально) ****

 Программа « Ритмическая мозайка» А.И.Буренина по ритмической практике для детей от 3-9 лет****

Математические ступеньки Колесникова Е.В.. **

*программа замещает образовательную область «Речевое развитие»; «Ознакомление с окружающем»

** программа усиливает раздел ФЭМП

**** программа усиливает раздел «Художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация»; усиливает раздел музыкальная  деятельность

*****программа дополняет образовательный процесс по направлениям развития ребёнка, а так же используется в режимных моментах и совместной деятельности воспитателя с детьми

Настоящая Программа предназначена для воспитанников с задержкойпсихического развития (ЗПРв  компенсирующих группах (включая  разновозрастные) при массовом дошкольном учреждении.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для  воспитанников дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития и иными ОВ,  представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Продолжительность пребывания детей в ДОУ –

10,5-часовое пребывание с 07.30 до 17.30 часов,

пятидневная рабочая неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни.

Режим работы ДОУ установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования –

Программа  реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.

Программа разработана всоответствии с требованиями основныхнормативных документов:  перечислены в ОПДО МБДОУ  ДС № 33« Журавлик» г.Туапсе а также

v Типового положения о специальном (коррекционном) образовательномучреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностямздоровья (ред. от 10 марта 2009 г. № 216);

Основной целью своей работы коллектив ДОУ полагает позитивную социализацию и развитие ребёнка с ЗПР с правильной оценкой их возможностей и выявлением особых образовательных потребностей .

ДОУ  обеспечивает  помощь семье в воспитаниидетей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитиидетей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, вразвитии индивидуальных способностей детей

Коррекционная работа и инклюзивное образование  ДОУосуществляется в рамках групп компенсирующей направленности для детей сЗПР.

Цель реализации Программы проектирование модели коррекционно-развивающейпсихолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развитияребенкасЗПР, его позитивной социализации, личностного развития,развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми исверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи Программы

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической и психологической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства; систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планированием специалистов;.

- Формирование социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты вне семейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей.

проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени готовности детей к школьному обучению, обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

Задачи реализации в части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

реализация регионального компонента через знакомства с национально-культурными особенностями Краснодарского края и города  Туапсе (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани, азами казачьей культуры и казачьего быта);

- формирование у ребёнка навыков разумного поведения, адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; приобщению к здоровому образу жизни;

- развитие  у детей темпа и ритма  речевого дыхания, артикуляционной моторики, темпоритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умение сочетать движения и речь, контролировать смену ощущений в процессе напряжения и расслабления мышц;

- развитие у детей творческого потенциала, конструкторских способностей, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

Принципы и подходы к формированию Программы.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах::

1. Поддержка разнообразия детства.  Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.

2. Сохранение уникальности и самоценностидетства-подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.

4. Личностно-развивающий  и  гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.

6. Сотрудничество Организации с семьей.

7. Сетевое  взаимодействие  с  организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами.

8. Индивидуализация дошкольного образованияпредполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

10. Развивающее  вариативное  образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом АОП ДОпредполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. АОПДО предполагает за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации

Учитывая направленность АОП, необходимо выделить и специфические коррекционные принципы:

1. Принцип  единства  коррекционных,  профилактических  и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т. е. неравномерность развития.

2. Реализация  принципа  единства  диагностики  и  коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте..

3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

4. Деятельностный  принцип  коррекции  определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей,

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.

7. Подходы к формированию программы:

Реализация  программы применяет дифференцированный подход к образованию детей с ЗПР, выражающийся в реализации индивидуальной образовательной траектории в зависимости от уровня и вида нарушения речи. Структура такого маршрута предполагает следующие формы образовательного процесса в отличии от общеобразовательных групп.

- Индивидуальная диагностика речевых нарушений; постановка целей коррекционной работы отдельно для каждого ребёнка.

- Выстраивание индивидуальных алгоритмов (системы комбинирования индивидуальных, групповых и домашних занятий) образовательного процесса, отбор содержания образования.

- Динамическое наблюдение за образовательным маршрутом и его оперативное изменение в зависимости от успехов (трудностей) ребёнка.

- Индивидуальный подход к результативности работы (формулирование ожидаемых результатов, оценка динамики, оценка критериев эффективности коррекции).

Интегрированный подход реализуется в программе:

- как процесс взаимодействия взрослых участников образовательного процесса (педагогов, учителей – логопедов, родителей) и ребёнка на определённую тему в течении одного дня, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира;

- взаимодействие методов и приёмов воспитания и обучения;

- интеграция содержания образования и культурно-досуговой деятельности;

- синтез видов детской деятельности.

 Программа  построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников с учетом гендерного подхода.

АОП предполагает построение образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода – стремлении к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Принципы и подходы части, формируемой участниками образовательных отношений, совпадают с принципами и подходами обязательной части.

Значимые характеристики особенностей развития детей.(Приложение №1)

Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Индивидуальные особенности контингента детей с задержкой психического развития

возраст 3-4г

ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;

  отмечается низкий уровень эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;

  испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;

  непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;

  могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения

Возраст 4-5 лет

Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляютсяособенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видамидвижений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавностидвижений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторнаянеловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют крайне низкую или чрезмерновысокую хаотичную двигательную активность. При перемещении в пространстве все дети неумеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что нередкоприводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям..

Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони ипальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольникамис интеллектуальной недостаточностью всеми видами деятельности.Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуютвыраженныеэмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других,наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональныхреакциях в любых ситуациях.

Дети, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в продуктивномвзаимодействиисо взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемомувзаимодействию, другие активно проявляют негативизм.. В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бываюткрайне несамостоятельны и безынициативны. Без организующей помощи взрослого они редко могутнайти себе занятие. Они редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры илисовместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют безразличие ко всемупроисходящему, не замечают трудности и переживания сверстников, не пытаются самостоятельнопредложить свою помощь. Практически все неорганизованны.Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыкисамообслуживания. Для этих детей характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех жедействий, обычно не сопровождающееся эмоциональными реакциями. Самостоятельныедействиядошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны.

Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к предметам, кигрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями.

 5 - 6 лет.

низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);

отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

неравномерная работоспособность;

отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;

выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.

нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;

6 – 7лет.

ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;

несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;

отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;

несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;

испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;

непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;

несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;

могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

 

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.ориентиры для дошкольной ступени образования, описывающие достижения ребенка к концу каждой возрастной ступени.

В ходе сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками осуществляется процесс развития личности ребенка, результатом которого является решение актуальных для каждого возрастного этапа «задач развития». Полноценная реализация этих «задач развития» обеспечивается гармоничным взаимодействием всех институтов социализации (детского сада, школы, семьи, учреждений дополнительного образования), осуществляющих обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а)  решения задач  формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;

б) изучения характеристик образования детей;

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

 

Планируемые результаты при решении задач части, формируемой участниками образовательных отношений

- Ребенок проявляет интерес к малой родине: знает название края -Краснодарский край, Кубань, города, улиц, на которой находится детский сад.  Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

- С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, созданием мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

- Переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым  людям.

- ребенок владеет навыками безопасного общения с посторонними людьми и адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях;

- ребенок имеет представление о безопасном поведении на улице и дома, соблюдает правила безопасного поведения;

- ребёнок имеет первичные представления о здоровом образе жизни;

- ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, сформировано положительное отношение к самому себе, окружающим.

- ребёнок способен двигаться ритмично, сохранять правильную осанку;

- ребёнок сознательно использует нижнее рёберное дыхание при выполнении речевых упражнений на релаксацию; - чётко произносит звуки при выполнении координационно-речевых упражнений, соблюдая определённый ритм и темп;

-умеет передавать через движение характер музыки, её эмоционально-образное содержание; - ребёнок свободно ориентируется в пространстве.музыкальной фразой.

- ребёнок способен воплощать свои представления, фантазии в постройках и поделках;

-

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1  Описание образовательной  деятельность в соответствиис направлениями развития ребенка, представленными по пяти образовательным областям

АОП ДО включает коррекционно-образовательную работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО: Социально – коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие

Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования.При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.Особенностькоррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействияребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитиесоциального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками, формирование уважительного отношения и чувствапринадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечениеоптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь

Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с ОВЗ элементарнымтрудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая  работа включает:

 организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно- бытового труда и труда в природе;

ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей,воспитания уважения к труду;

 обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые

орудия труда;

обучение уходу за растениями, животными;

обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным

материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание

вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и

природного материала и др.);

 изготовление коллективных работ;

 формирование умений применять поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗучатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и пословесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗосуществляется с учётом их психофизических возможностей и индивидуальныхособенностей.Освоение социально-коммуникативных умений для ребёнка с ОВЗ и обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления иразвития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместнойдеятельности. Центральным звеном в работе по развитию коммуникациииспользуются коммуникативные ситуации – это особым образоморганизованные ситуации взаимодействия ребёнка с объектами и субъектамиокружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.Для дошкольников с ОВЗ строим образовательную работу на близком ипонятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, скоторыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом проводим надоступном детям уровне

Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью

как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие

связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры

речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской

литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылкиобучения грамоте.

Задачи развития речи для детей:

формирование структурных компонентов системы языка –

фонетического, лексического, грамматического;

 формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции –

развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

 

Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:

Задачи: 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической  стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Образовательная область «Познавательное развитие»предполагает развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательныхдействий, становление сознания; развитие воображения и творческойактивности; формирование первичных представлений о себе, других людях,объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающегомира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах иследствиях и др.), о малой родине и Отечестве.

Достижение целей развития у детей познавательных интересов,  интеллектуального развития детей:

Задачи: 1. Сенсорное развитие

2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

3. Формирование элементарных математических представлений

4. Формирование знаний об окружающем мире, расширение кругозора детей

 

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

понимания произведений искусства (словесного, музыкального изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к

окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах

искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Основная задача в работе с детьми с ЗПР – формирование у детей эстетического отношения к миру, накоплениеэстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса,художественных способностей, освоение различных видов художественнойдеятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так икоррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ЗПР сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умениявыражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы в данной образовательной области:

«Художественное творчество». Основная цель – обучение детей

созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам

изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровьядолжна строиться на применении средств, отвечающих их

психофизиологическим особенностям. Лепка способствует развитию мелкой

моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работыдети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликацияспособствует развитию конструктивных возможностей, формированиюпредставлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитиеманипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук. Взависимости от степени сохранности зрения, двигательной сферы ребенка и егоинтеллектуальных и речевых возможностей, подбираем

разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования

(величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумываем способы

предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий илиназваний предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устноеобъяснение); подбираем соответствующие формы инструкций.

Музыка. Основная цель – слушание детьми музыки, пение; выполнение

музыкально-ритмических движений; танцы; игра на музыкальных интрументах.Контингент детей неоднороден по степени выраженности дефектов и поуровню сохранности тех или иных функций, следовательно  уделяем внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов,танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них.

Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

2. Развитие детского творчества

3. Приобщение к изобразительному искусству

Образовательная область «Физическое развитие» включает

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в

том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие

таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующихправильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитиюравновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, атакже с правильным, не наносящем ущербаорганизму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и

коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с

ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умениявыражать в художественных образах свои творческие способности.

_Образовательная область «Физическое развитие» включает

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитиетаких физических качеств, как координация и гибкость; способствующихправильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию

равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, атакже с правильным, не наносящемущербаорганизму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки),

Основная цель данной образовательной области в работе с детьми с ОВЗ

– совершенствование функций формирующегося организма, развитие

двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственнойкоординации.

В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на

воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатическиеусловия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобырешались и общие, и коррекционные задачи.

Основная задача –стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимыедвигательные умения и навыки, физические качества и способности,направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Назанятиях по физической культуре, наряду с образовательными иоздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

 формирование в процессе физического воспитания пространственных ивременных представлений;

изучение в процессе предметной деятельности различны

свойств материалов, а также назначения предметов;

развитие речи посредством движения;

 формирование в процессе двигательной деятельности различных видов

познавательной деятельности;

управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых

качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных

занятий, игр, эстафет.

 

2.2 Формы, способы и методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая является ведущей в образовании детей с ЗПР, так как эти дети нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определённом алгоритме для её реализации. В этом смысле игровые занятия с определённой структурой и смыслом необходимы, для организации жизнедеятельности детей с ЗПР. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий. В соответствии с АОП игры и игровые упражнения с воспитанниками, имеющими задержку психического развития, планируются и проводятся:

- учителем-логопедом (подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с его речевым заключением и степенью усвоения учебного материала) - во время коррекционно-развивающих логопедических занятий;

- воспитателем группы (по заданию, учителя - логопеда) – в течение дня;

- родителями (законными представителями) ребёнка в домашних условиях (по заданию учителя - логопеда) - ежедневно.

Организационными формами работы групп компенсирующей  направленности являются подгрупповые занятия, занятиямалыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализацияэтих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционнойпомощикаждомуребёнку с особыми образовательными потребностямигруппой специалистов ДОУ.Фронтальная форма организации образовательной деятельности применяется при проведении физкультурных и музыкальных занятий по учебному плану.Непосредственно образовательная деятельность ДОУ регламентирована:

- учебным планом, - расписание занятий;

- индивидуальным учебным планом на воспитанника, имеющего  сложный диагноз.

Основная и коррекционные образовательные программы, реализуемые в

образовательном учреждении направлены на:

коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;

 формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя внем;

воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

успешную адаптацию к жизни в обществе;

 формирование и развитие социальной, коммуникативной .

Выбор формы проведения непосредственно образовательной деятельности зависит от вида непосредственно образовательной деятельности и возраста детей. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время образовательной деятельности осуществляться за счет:

  1. дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
  2. индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
  3. введения специальных видов помощи,

 

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность

педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Формы работы

• Игровая беседа с

элементами движений

• Интегративная

деятельность

• Утренняя гимнастика

• Совместная

деятельность

взрослого и детей

тематического

характера

• Игра

• Контрольно-

диагностическая

деятельность

Игровая беседа с

элементами движений

• Интегративная

деятельность

• Утренняя гимнастика

• Совместная

деятельность

взрослого и детей

тематического характера

• Игра

• Контрольно-

диагностическая

деятельность

• Экспериментирование

Во всех видах

самостоятельной

деятельности детей

• Двигательная

активность в течениедня

• Игра

• Утренняя гимнастика

• Самостоятельные спортивные

игры и

упражнения

Формы работы с детьми

Формы работы 

Характеристика

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в

процессе

организации

различных видов

детской

деятельности

 

Специально подготовленные педагогами (учителем- логопедом, воспитателем,  музыкальным  руководителем)  занятия коррекционно-развивающей  направленности  для  детей  с задержкой  психического  развития,  учитывающие:  программные требования  к  организации  процесса  обучения  и  воспитания  к организации  процесса  обучения  и  воспитания  дошкольника, структуру  дефекта,  возраст  и  индивидуальные  особенности

каждого ребенка.

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в

ходе режимных

моментов

 

Организация  активного  целенаправленного  взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно-полезной  работе  с  целью  достижения  результата,  отвечающего реализации  потребностей  каждого  участника  совместной деятельности,  на  основе  формирования  и  развития

межиндивидуальных связей.

Самостоятельная

деятельность детей

 

Формирование  специальных  условий  в процессе  коррекционного обучения  и  воспитания  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков

самообслуживания,  общения  и  регуляции  поведения, ориентированное на повышение их  адаптационных  способностей и расширение жизненного опыта.

Взаимодействие с семьями детей 

Организация  наглядной  агитации  для  родителей,  согласно годовому  планированию,  проведение  групповых  и  общих родительских  собраний,  осенняя  ярмарка. Проведение  спортивных мероприятий  Оказание  помощи родителям при создании условий  на площадках в зимний и  летний  периоды.  Консультации  и  рекомендации  по  проведению  работы  с  ребенком  дома,  для  закрепления  тех  или иных знаний, умений и навыков.

. Описание специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

2. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

3. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

 4. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости.

5. В качестве основного метода положительного воздействия на ребенка с ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:

• игровые ситуации;

• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

2.3. Образовательная  деятельность  по профессиональной коррекции нарушения развития детей 

С целью обеспечения освоения  образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР в штатное расписание МБДОУ введены: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.В ДОУ организована коррекционная работа, которая самым существенным образом отличает деятельность дошкольных учреждений и учреждений, где воспитываются дети с ЗПР от учреждений для нормально развивающихся дошкольников.В соответствии с ФГОС ДО содержание и организация коррекционной работы обеспечивает:

 1) выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

3) возможность освоения детьми  Программы и их интеграции в образовательном учреждении

При поступлении в ДОО  родитель (законный представитель) предоставляет  выписку из протокола городской  психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями специалистов. На основании заключений ПМПК заведующим МБДОУ формируется список  воспитанников группы компенсирующей направленности.

Выпуск детей из группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом МБДОУ после окончания срока коррекционного обучения.

Организационной формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов для предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении Программы, в своем развитии и социальной адаптации в условиях учреждения-является психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк). ПМПк создается приказом заведующего учреждения сроком на один год. ПМПк собирается для установления педагогического заключения и выработки коллективного решения о мерах предоставления помощи; готовит пакет документов в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее по тексту – ПМПК) в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребенка. цель которого - обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или состоянии декомпенсации,  исходя из реальных возможностей ДОУ и в соот­ветствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием со­матического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Основными задачами  ПМПк  ДОУ  являются:

- выявление и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и/ или состояний декомпенсации;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональ­но-личностных перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей  развития  воспитанника;

- определение характера, продолжительности и эффективно­сти специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ДОУ возможностей;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуаль­ное развитие воспитанника, динамику его состояния, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

- разработка рекомендаций воспитателям, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.

На основании заключений ПМПК специалисты ПМПк   МБДОУ

разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу.

В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка –инвалида с ЗПР  решаются следующие задачи:

• определение формы получения дошкольного образования и режима

пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;

• определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;

• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;

• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;

• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;

• определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

В проведении мониторинга участвуют учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности, и другие специалисты МБДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты (специальную карту развития ребенка)

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития детей с ЗПР.Вся система коррекционно-педагогической работы МБДОУ призвана обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Содержание  работы учителя- дефектолога

Ведущая роль в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми. Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, логопедом, психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями;

Содержание работы учителя – дефектолога

  Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с  ЗПР  и оказание помощи этой категории в освоении программы.

Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недоразвития в  психическом развитии.

Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогического особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

  Возможность освоения детьми с ЗПР Программы ДОУ.

Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятия образовательного учреждения.

  Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психи акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных

Учебный план отражает основные компоненты коррекционно-педагогической работы с детьми. Исходя их профильной специализации групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития рекомендуемым программно-методическим обеспечением регулирующего образовательный процесс на данных группах в базовую часть сетки занятий введены НОД специалиста (учителя-дефектолога):Фронтальные занятия с детьми проводятся учителем-дефектологом подгруппами по следующим разделам:

 - ознакомление с окружающим миром (ребёнок и окружающий мир)

- развитие речи. подготовка к обучению грамоты

- формирование элементарных математических представлений (математика) - подготовка к обучению грамоте

Распределение функций между воспитателями и специалистами коррекционного направления представлены в циклограмме непосредственно- образовательной деятельности. Учитель-дефектолог планирует и проводит коррекционные занятия в подгруппах и индивидуально, консультирует родителей, согласовывает план работы воспитателей и узких специалистов.

Психолого– педагогическое сопровождение

Психологическое сопровождение развития ребенка. Психологическое сопровождение представляет собой комплекс мер, обеспечивающих создание благоприятных условий для активизации личностного развития ребенка с ЗПР. Психологическое сопровождение осуществляют педагоги-психологи, которые проводят работу по следующим направлениям.

1. Работа с детьми

1) Проведение диагностического обследования: психолого-педагогическое развитие; интеллектуального развития; зрительного восприятия ; ориентировочный невербальный тест готовности к школе ; психических процессов памяти, внимания, мышления по нестандартизированным методикам; развития эмоционально-волевой сферы и поведения; развития общения со взрослыми и сверстниками; личностного развития.

2) Организация адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в форме присутствия и сопровождения режимных моментов, занятий педагогов группы, участие в педагогическом обследовании.

3) Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми по развитию когнитивной, двигательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативной деятельности и по подготовке к школе на основе использования разных видов игр с использованием современных психокоррекционных методик и технологий (игры с водой и песком, игры с театральной куклой, «игры шумелки» и др.).

Планирование этой работы предполагает создание и соответствующее оформление педагогами-психологами следующей документации: перспективный план работы психологической службы, перспективный план индивидуальной работы с ребенком на год, календарный план работы с детьми, лист индивидуальной коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы с ребенком, программа, тематический план и конспекты групповых коррекционно-развивающих занятий.

. Работа с педагогами

1) Участие педагога-психолога в рабочих совещаниях со специалистами, работающими в группе для выработки рекомендаций и приемов работы с детьми.

2) Проведение занятий-семинаров и психологических тренингов для воспитателей и учителей-дефектологов.

3) Беседы-консультации с воспитателями на значимые темы (например, «Стили взаимоотношений», «Методы взаимодействия с детьми» и т.п.).

4) Подбор, распространение психологической и методической литературы по вопросам диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

Содержание коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда

Цель логопедического сопровождения: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с ЗПР и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы, обусловленных недоразвитием или нарушением речевой системы дошкольников.

Логопедическое сопровождение осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми (при преобладании индивидуальных), которые проводит учитель-логопед, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. В процессе занятий используются современные методы и приемы логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

До начала работы учитель-логопед проводит логопедическое обследование, результаты которого соответствующим образом оформляются. На основе полученных результатов осуществляется планирование работы с каждым воспитанником в отдельности и со всей группой в целом.

Во взаимодействии специалистов учитель-логопед выполняет следующую деятельность:

определяет особенности импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический,  звукопроизносительный  строй);

составляет индивидуальные планы работы по преодолению недоразвития речи у детей;

проводит коррекционную работу по

8 ноября 2017 в 10:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.