МБДОУ ДС № 33 Журавлик г. Туапсе
|
Ларионова С. И. "Развитие индивидуальных личностных качеств ребёнка посредством театрализованных игр"Я работаю в группе для детей с задержкой психического развития и другими нарушениями. Одной из задач в воспитании этих детей является: дать одинаковые стартовые возможности каждому ребёнку в социализации в обществе. Дети с ЗПР дошкольного возраста значительно отстают в общем развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Они плохо ориентируются во времени и на месте, запас знаний беден и мало дифференцирован. Задания, связанные с необходимостью анализировать, обобщать, делать даже простейшие выводы, вызывают затруднения. В моей группе дети с разными формами поведения. Есть дети активные, пассивные, дети общительные и замкнутые, стеснительные и уверенные в себе. Главная моя задача - создать дружный детский коллектив, спокойную домашнюю обстановку в группе, где царит атмосфера доброжелательности, любви и внимания к каждому ребёнку. А мы знаем, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игровая, поэтому в своей работе основное предпочтение я отвожу театрализованным играм. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В театрализованных играх дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений. Любая театральная игра есть деятельность. Игра, как деятельность, включает разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. Методика театрализовано - игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения. Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, необходимо изучить различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков. Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составить перспективный план работы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности, дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами. Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого необходимо отобрать различные театрализованные этюды и упражнения, подобрать дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики в группе создать физкультурный уголок, а также картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобрать упражнения для пальчиковой гимнастики. Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подобрать игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, ее интонационной выразительности, для преодоления нарушений слоговой структуры слов — скороговорки и другой речевой материал. Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий в группе. Для этого необходимоотвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. А так же изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму, сундук, создать уголки: «Книги», «Иллюстраций и картин», «Театра», «Волшебных превращений», «Встреча с героями театра». По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры, можно переходить к театрализации сказки. Для этого, сначала, следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей. В предварительной работе, для лучшего усвоения содержания и понимания смысла, можно использовать поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, различные виды театров, видео-аудиоматериалы. Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования подобрать этюды и упражнения. Знакомство детей со сценарием происходит на занятиях по развитию речи, где ребята сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержанием пословиц и поговорок, которые органично вошли в выбранный текст сценария. В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки. В вечернее время и в дневные часы с помощью технических средств обучения происходит знакомство детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений - обучение достоверному изображению персонажей. После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать нужный текст в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала. Театрализованная деятельность используется во всех видах деятельности, а именно: · в театрализованных представлениях, · в речевых играх и упражнениях, · в музыкальной деятельности, · в физкультурной деятельности, · в подвижной игровой деятельности, · в непосредственно-образовательной деятельности. На индивидуальных занятиях ведется работа над коррекцией всех сторон речевого развития, эмоциональной сферы. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время экскурсий в этнографические музеи дети знакомятся с деревенским бытом. На музыкальных занятиях разучивают тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Если развитие творческих способностей детей будет проводиться в системе, во всех видах деятельности дошкольника: на занятиях, в играх, в повседневной жизни, то мы добьёмся развития личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, а так же сформируем у дошкольников умение управлять своим поведением и эмоциями. 19 ноября 2014 в 19:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.